В наше время технического прогресса, быстрых изменений, экономической нестабильности, родители заняты решением материальных проблем. В результате, дети страдают от нехватки родительского внимания. Это приводит к тому, что у младших школьников возникают трудности в учебном процессе. Недостаточное количество детских дошкольных учреждений и нехватка свободного времени родителей снизили уровень подготовки детей к школьной жизни. В результате чего адаптационный период ребёнка в школе увеличивается. Возникают психологические проблемы и негативное отношение к школьной жизни, что влечёт в дальнейшем проблемы в учебной деятельности.
Учитывая популярность местного телевидения, у меня возникла идея разработки дистанционной программы подготовки дошкольников к обучению в школе. Эта программа включает в себя цикл ярких, красочных, непродолжительных по времени и вместе с тем очень ёмких передач, которые несут дошкольникам знания, развивают их и имеют большое воспитательное значение. Рабочее название программы было «Кляксич и компания». Выходит в эфир эта программа под названием «АБВГДейка». В течение двух лет «АБВГДейка» появляется на экране 1 раз в две недели. Постоянно действующие герои: девочка Аля и волшебник – неумейка Кляксич. Во втором цикле появилась новая героиня – Капризка. Аля, Кляксич и Капризка вместе с ведущей передачи помогают старшим дошкольникам и младшим школьникам понять: что такое школа и для чего она нужна, обучают их правилам безопасности на дороге, учат дружить, мастерить, рисовать, познавать окружающий мир. При просмотре «АБВГДейки», ребята знакомятся с новыми словами, что обогащает их речь.
В каждой передаче есть сюжет, в котором снимается один класс. То есть у зрителя есть возможность самому стать участником съёмок. В этом состоит ещё одна интрига. Во время съёмок каждый ребёнок может почувствовать себя телезвездой, ведь его увидят по телевизору друзья, родители, знакомые – этим самым, мы воспитываем чувство уверенности в себе, стремление быть лучше.
«АБВГДейка» - это урок, который длится всего 5 – 7 минут, но он построен таким образом, что каждый юный зритель становится непосредственно активным участником событий, которые развиваются по другую сторону экрана. Вместе с героями ребёнок может отправиться в прошлое на машине времени и увидеть школы древнего мира; поверить в волшебство, приложить фантазию и трудолюбие, и своими руками сделать четвероногого друга; познакомиться с десятичной записью числа; изучить дорожную азбуку; узнать, что такое этикет и научиться вести себя за столом; разучить полезные упражнения, чтобы сохранить правильную осанку; ребята, которые знают все буквы, учатся составлять слоги; а ещё маленькие зрители бросовый материал пытаются превратить в полезные вещи; геометрические фигуры, которые иногда путают ребята, становятся занимательной геометрией; а ещё малыши учатся дружить и беречь наш растительный и животный мир.
Программа дистанционной подготовки дошкольников к обучению в школе
Цели:
- Ознакомление с условиями, созданными в школе для реализации всех способностей и задатков каждого ребёнка;
- формирование личностных качеств, внутренней свободы, коммуникабельности, толерантности, организаторских способностей, интеллектуального, духовного и физического развития;
- экологическое, трудовое, эстетическое воспитание, воспитание здорового образа жизни.
(Первый год)
№
|
Тема выпуска
|
Цели
|
1
|
Что такое школа.
|
Формирование представления о школе прошлого, о школьных правилах поведения, развитие кругозора, памяти, мышления, воспитание познавательных интересов.
|
2
|
Чему учат в школе.
|
Формирование представления о современной школе, расширение кругозора, развитие памяти, мышления, воспитание познавательных интересов.
|
3
|
Волшебная бумага.
|
Формирование умения работать с бумагой, развитие творческой фантазии, кругозора, воспитание познавательных интересов.
|
4
|
Путешествие в страну чисел.
|
Познакомить с десятичной записью числа, развитие творческого мышления, памяти, навыков счёта, воспитание познавательных интересов.
|
5
|
Дорожная азбука.
|
Формирование умения применять правила дорожного движения, развитие памяти, творческого мышления, речи, воспитание неукоснительно соблюдать правила поведения на дороге.
|
6
|
Что такое этикет.
|
Познакомить ребят с правилами поведения за столом, развитие творческого мышления, памяти, речи, воспитание доброго отношения к окружающим.
|
7
|
Правильная осанка – это здоровье!
|
Формирование знаний о правильной посадке во время письма и чтения, развитие речи, двигательных навыков, кругозора, мышления, воспитание познавательных интересов.
|
8
|
Путешествие в страну Разноцветию. (Мы по радуге гуляли.)
|
Познакомить с основными цветами, с превращением одного цвета в другой, развитие памяти, творческого мышления, фантазии, воспитание художественно-эстетического вкуса.
|
9
|
Как хорошо уметь читать!
|
Формирование элементарных навыков слогового чтения, развитие речи, памяти, мышления, воспитание любви к чтению.
|
10
|
Книжкины именины.
|
Формирование представления о библиотеке, её предназначении, развитие памяти, речи, творческого мышления, воспитание любви к чтению, к книге.
|
11
|
Умелые руки – не знают скуки. (Работа с бросовым материалом.)
|
Формирование умения работы с бросовым материалом, развитие творческого мышления, фантазии, кругозора, воспитание бережного отношения к природе.
|
12
|
Занимательная геометрия.
|
Формирование представления о плоских и объёмных геометрических фигурах, их признаках и свойствах, развитие мышления, памяти, кругозора, воспитание познавательных интересов.
|
13
|
В мире животных и в мире растений.
|
Формирование представления о живой и неживой природе, развитие речи, мышления, памяти, воспитание бережного отношения к природе.
|
14
|
Как хорошо уметь дружить.
|
Формирование умений находить себе друзей, познакомить с правилами дружбы, развитие речи, кругозора, воспитание доброго отношения к окружающим.
|
15
|
Здравствуй, лето!
|
Подвести итог всей программы, познакомить с правилами поведения на водоёмах, в лесу, пожарной безопасности, развитие мышления, памяти, речи, воспитание бережного отношения к природе и неукоснительного соблюдения правил безопасности.
|
(Второй год)
№
|
Тема выпуска
|
Цели
|
1
|
Начинаем путешествие в Страну Знаний. (Знакомство со школьными предметами.)
|
Формирование представления о школьных предметах, знакомство с учебниками, развитие кругозора, воспитание познавательных интересов.
|
2
|
Прозвенел звонок – начинается урок! (Что такое урок и что такое перемена?)
|
Формирование представления о правилах поведения в школе, показать, как можно в школе отдыхать на перемене, развитие речи, мышления, воспитание доброго отношения к окружающим.
|
3
|
Чудесные превращения бумаги.
|
Продолжить знакомство со свойствами бумаги, формирование представления о свойствах снега, развитие творческого мышления, воспитание бережного отношения к окружающей среде.
|
4
|
Как хорошо уметь считать! (Складываем и вычитаем.)
|
Познакомить с действиями сложения и вычитания, развитие умения считать предметы, воспитание познавательных интересов.
|
5
|
В гостях у Светофора.
|
Продолжить знакомство с правилами безопасности на дороге, развитие памяти, мышления, воспитание необходимости соблюдения правил дорожного движения
|
6
|
Да здравствует, здоровье!
|
Познакомить ребят с правилами личной гигиены, которые помогут сохранить здоровье, развитие кругозора, воспитание потребности соблюдать правила гигиены.
|
7
|
Секреты карандашей.
|
Формирование представления о разных видах карандашей, научить выбирать карандаши, развитие творческого мышления, фантазии, воспитание эстетического вкуса.
|
8
|
В стране Вежливых слов. (Речевой этикет.)
|
Познакомить с «волшебными» словами, привитие культуры общения с окружающими, воспитание культуры речи.
|
9
|
Путешествие в страну Грамматику.
|
Дать первичное представление о частях речи, развитие кругозора, творческого мышления, памяти, воспитание культуры речи.
|
10
|
В мире много сказок.
|
Формирование представления о разных видах сказок, развитие речи, памяти, мышления, воспитание любви к чтению.
|
11
|
Приключение в городе Мастеров.
|
Формирование умения работы с разным материалом, развитие творческого мышления, фантазии, воспитание бережного отношения к природе.
|
12
|
Путешествие по планете Земля.
|
Формирование представления о поверхности Земли, развитие кругозора, памяти, воспитание бережного отношения к природе.
|
13
|
Дружба крепкая не сломается.
|
Продолжить знакомство с правилами дружбы, развитие речи, кругозора, воспитание доброго отношения к окружающим.
|
14
|
Чудеса света.
|
Формирование представления о чудесах, созданных природой и чудесах, сделанных человеком, развитее кругозора, памяти, речи, воспитание любви к родному краю.
|
15
|
Да здравствует, сюрприз!
|
Подвести итог, напомнить о правилах безопасности, развитие речи, мышления, воспитание бережного отношения к природе и необходимости неукоснительно соблюдать правил безопасности.
|
|